Датчик детонации в автомобиле

Для создания новых электронных устройств нередко применяют промышленные датчики, предназначенные для бытовой и автомобильной техники. Одним из таких необычных в части применения датчиков является датчик детонации (или вибродатчик) для автомобиля; он применяется в автомобилях модельного ряда ГАЗ (обозначается 02612311046 BOSCH или GT-305) и устанавливается непосредственно на двигателе.
Датчик детонации имеет пьезоэлемент с усилителем, помещенный в корпус (наподобие таблетки) с двухвыводной колодкой.

Зависимость напряжения от амплитуды вибрации пропорциональная. Коэффициент преобразования – примерно 26 мВ/г. Датчик широкополосный по частоте. Проверяют датчик на специальном вибростенде; о его работоспособности также указывает небольшое импульсное напряжение, фиксируемое осциллографом на выводах колодки, после легких ударов по корпусу датчика.

...
Внимание, важно!
При монтаже вибродатчика нельзя перегревать его выводы (в выводной колодке) жалом разогретого паяльника. Время пайки при температуре 250 °C – не более 1 с.
В связи с высокой чувствительностью вибрационного датчика необходимо жестко крепить его к корпусу устройства.
Пользоваться датчиком просто – достаточно жестко установить (зафиксировать) его на контролируемой поверхности или поместить в другую (нежидкую) среду для контроля вибрации.
На рис. 3.11 представлена схема включения вибродатчика.

Рис. 3.11. Электрическая схема включения автомобильного вибродатчика

На кремниевых диодах VD1, VD2 собран преобразователь напряжения переменный/постоянный ток, выход которого можно подключить к управляющему электронному узлу. Вибродатчик может применяться в схеме со стабилизированным источником питания с постоянным напряжением 3-24 В.
Применение вибродатчика в практике радиолюбителя разнообразно: автоматические включатели света, охранные устройства, индикаторы работы стиральной машины, различных электродвигателей и многое, многое другое.